Здоровье

 

Симптомы COVID-19 у детей

У большинства инфицированных коронавирусом детей заболевание напоминает легкую простуду со стандартным набором характерных симптомов. Среди них:

 

  • насморк;

  • першение, боль в горле;

  • сухой кашель, одышка;

  • повышенная температура, лихорадка;

  • ломота в теле, головная боль;

  • отсутствие аппетита;

  • тошнота;

  • диарея (реже).

 

Заболевание развивается на 3-4-й день с момента инфицирования. Температура при коронавирусе у детей может быть невысокой, хотя у некоторых она может резко повышаться до критической отметки. Сложно однозначно сказать, что является первым признаком коронавируса у детей, потому что у одних все начинается с сухого кашля, у других – с першения в горле, а у третьих – с заложенности носа. У многих детей болезнь не проявляется вообще, однако они являются носителями возбудителя и представляют опасность для окружающих. Ученые пока не дают ответа на вопрос, почему эти дети не болеют коронавирусом. Среди взрослых вирусоносительство встречается также, однако в гораздо меньшей степени.

Заболевание у детей, как и у взрослых, может проявляться в трех основных клинических формах:

 

  • легкая острая респираторная вирусная инфекция;

  • пневмония в легкой форме без угрозы жизни;

  • тяжелая пневмония с острым респираторным дистресс-синдромом.

 

Гораздо реже наблюдается развитие гастроэнтероколита. В особо сложных случаях на фоне инфекции может развиться сепсис и септический шок.

Особенности COVID-19 у детей

Статистика гласит, что у 50 % детей, заболевших COVID-19, не отмечалось ярко выраженных симптомов. Температура была субфебрильной или же не повышалась вообще, кашель был несильным, одышки не наблюдалось, пневмония не развивалась. У 39% детей симптоматика была умеренно тяжелой. Им диагностировали воспаление легких, но серьезных проблем с дыханием не было. У 4% детей симптомов не было вообще. Однако у 6% детей болезнь имела тяжелый характер, некоторые из них находились в критическом состоянии, развивалась тяжелейшая пневмония, отказывали органы. В отдельных случаях у таких пациентов были сопутствующие заболевания, однако некоторые из них до этого были совершенно здоровы.

Особенно опасным коронавирус является для детей первого года жизни, потому что иммунная система малышей в принципе еще очень слабая, она не может противостоять большинству бактерий и вирусов. В грудном возрасте возможно одновременное заражение сразу несколькими вирусами, проникающими в организм респираторным путем, а также присоединение бактериальной инфекции.

Диагностика коронавируса у детей

Коронавирусная инфекция у детей диагностируется по итогам лабораторного исследования. Применяют два вида тестов:

 

  • экспресс-тест крови;

  • ПЦР-тест мазков из горла или носа.

 

Первый менее эффективен, потому что направлен на выявление антител к вирусу (иммуноглобулинов), а они появляются на 5-7-й день с начала болезни. То есть на начальном этапе инфекция может быть не обнаружена.

Второй тест – полимеразная цепная реакция – дает более точный результат. Его выполняют только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Детям могут назначать дополнительные лабораторные исследования мочи и крови для контроля общего состояния, если болезнь приобретает более тяжелый характер, а также для своевременного выявления бактериальной инфекции, которая может присоединиться к вирусной. В случае развития острого бронхита и пневмонии рекомендуется компьютерная томография. Традиционное рентгенографическое исследование легких при вирусной пневмонии не всегда показывает реальную картину, потому что пневмония в этом случае имеет диффузный характер. Если при бактериальном воспалении легких наблюдаются плотные концентрированные очаги поражения легочной ткани, хорошо просматривающиеся на рентгенографическом снимке, то при COVID-19 имеют место множественные очаги поражения разных участков легких. Чем их больше, тем тяжелее протекает пневмония.

Лечение COVID-19 у детей

После лабораторного подтверждения диагноза COVID-19 за ребенком ведется наблюдение. Обычно госпитализация не требуется, ведь большинство детей переносят болезнь легко. Препаратов, специально предназначенных для лечения данной инфекции, пока не существует, терапия имеет симптоматический характер. Применяются жаропонижающие средства для нормализации температуры, рекомендуется обильное питье, отдых и сбалансированное питание. Родители ребенка все это время должны находиться в тесном контакте с врачом. Госпитализация показана, если у ребенка долгое время держится высокая температура, усиливается кашель, возникает одышка, резко ухудшается общее состояние, что может свидетельствовать о развитии пневмонии.

При неблагоприятном течении болезни возможно развитие острого респираторного дистресс-синдрома. В этом случае применяется кислородная терапия, предполагающая механическую вентиляцию легких. В еще более сложных случаях используется экстракорпоральная мембранная оксигенация. Это комплексный и дорогостоящий метод поддержки пациентов с острой дыхательной недостаточностью

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА А (H1N1)?

Самые распространённые симптомы гриппа А(Н1N1):

   высокая температура тела (97%),

   кашель (94%),

   насморк (59%),

   боль в горле (50%),

   головная боль (47%),

   учащенное дыхание (41%),

   боли в мышцах (35%),

   конъюнктивит (9%).

В некоторых случаях наблюдались симптомы желудочно-кишечных расстройств (которые не характерны для сезонного гриппа): тошнота, рвота (18%), диарея (12%).

 

Осложнения гриппа А(Н1N1):

Характерная особенность гриппа А(Н1N1) — раннее появление осложнений. Если при сезонном гриппе осложнения возникают, как правило, на 5-7 день и позже, то при гриппе А(Н1N1) осложнения могут развиваться уже на 2-3-й день болезни.

Среди осложнений лидирует первичная вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.

Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

  ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ? Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу. Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости. Избегайте многолюдных мест. Надевайте гигиеническую маску для снижения риска распространения инфекции. Прикрывайте рот и нос платком, когда чихаете или кашляете. Как можно чаще мойте руки с мылом.   ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ? Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного. Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями. Часто проветривайте помещение. Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами. Часто мойте руки с мылом. Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).

Ухаживать за больным должен только один член семьи.

 

 

 

 

Если ребенок часто болеет

 

Ребёнок часто болеет,  неделями пропускает детский сад. Как предотвратить это?

Необходима специальная система оздоровительных и профилактических мер: закаливание, чёткое соблюдение режима дня, прогулки, гимнастические упражнения, водные процедуры, соблюдение режима дня, свежий воздух.

Закаливание следует осуществлять только при полном здоровье детей. Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.

Перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.

Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может приводить к невротическим расстройствам.

Рекомендуется использование неперегревающей одежды.

Закаливание ослабленных детей нежно вести с ещё большей постепенность и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть ещё больше индивидуализированы.

Наиболее эффективными являются нетрадиционные методы закаливания.

 Контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание.

Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло. Создавая модель «тепло – холод» можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.

Традиционные методы закаливания, хотя и менее эффективны по сравнению с контрастными, всё же могут применяться в качестве начальных процедур. Это воздушные ванны, полоскание горла.

У часто болеющих детей нередки нарушения минерального обмена. Им предлагаем специальную диету с высоким содержанием калия. В дневной рацион необходимо вводить картофель фасоль, горох, курагу, любые орехи, минеральные волы (желательно в тёплом виде), компоты и кисели.  В меню должны также входить продукты с большим количеством белка – отварное мясо, творог, сыр.

Все процедуры необходимо проводить после консультации у врача.

 

 

Профилактика гриппа и ОРВИ

2024 год объявлен годом семьи Президентом РФ В.В.Путиным. В этой связи министерством здравоохранения и Всероссийским благотворительным проектом «Здоровое поколение» запущена информационная кампания, нацеленная на поддержание здоровья семьи.

С 12 по 18 февраля в России проходит неделя профилактики заболеваний органов ЖКТ. Этим недугом страдают все слои населения, существует негативная тенденция «омоложения» болезней и активное распространение среди детей.

В настоящее время заболевания органов пищеварения в России занимают 4 место в структуре общей заболеваемости (7,7%).

Разработанный гайд поможет:

- предотвратить заболевания органов ЖКТ;

- сформировать культуру здорового питания;

- укрепить здоровье детей и взрослых.

Внесите свой вклад в борьбу с заболеваниями - укрепляйте здоровье всей семьей!

 Заведующая МБДОУ"Детский сад №6"  Федина Галина Николаевна. Окончила педагогическое училище города Боровичи в 1982 году. Стаж в руководящей должности - 30  лет. Общий стаж педагогической работы - 37 лет. Награждена грамотой Департамента образования (приказ №78 от 06.06.2005), грамотой Мэра города (распоряжение 841-р от 19.08.2013)